среда, 11 февраля 2015 г.

Работа с цветом: деграде, меланж


Если вы следите за модой и рынком ручного вязания, то уже знаете, что главный тренд этого года - деграде - эффект размывания цвета или постепенное перетекание из одного цвета в другой. Последние годы этого добивались в основном при помощи секционно-окрашенной или кропотливого подбора оттенков однотонной пряжи, но пару лет назад на подиум снова вышел трикотаж, где переходы были созданы смешиванием пряжи разных цветов в разных пропорциях. Забытый приём меланжирования вспомнили и подхватили дизайнеры со всего света, так что ещё пару лет тренд продержится, и у нас есть повод освоить новую технику работы с цветом - создание эффекта деграде меланжированием.

Идём смешивать цвета!  

Для начала, стоит разобраться в терминах. 

Применительно к вязанию, термин деграде употребляют для эффекта плавного перехода из одного цвета в другой. А меланж - слово знакомое любой вязальщице. Каждая из нас держала в руках моток-другой пряжи, которая состояла из разноцветных нитей или смеси волокон, и рябенькие "бабушкины" свитера и носки, что были в каждой советской семье, это тоже меланж - смесь разной пряжи.

Основной приём создания перехода цвета при меланжировании - постепенная замена одной или нескольких рабочих нитей. 

Сегодня я буду смешивать бобинную пряжу метражом 1599м/100г в 5 нитей. На спицах 2, 25 из такой пряжи в 5 сложений получается плотное, пластичное полотно. 
Метраж пряжи, количество нитей и цветов - дело произвольное. Владеющие основами комбинаторики могут развлечься вычислениями числа возможных сочетаний из n цветов в m сложений )

Для того, чтобы по образцу было удобно считать, я буду делать переходы каждые 10 рядов, в результате получатся образцы-палитры, по которым будет удобно считать любые удлинённые или укороченные секции для реального проекта.

Итак, основные и самые очевидные варианты.

2 цвета



Каждый шаг - смена одной рабочий нити. Напомню, на образце я делала равные секции по 10 рядов. 

Меняя соотношение секций, можно добиться разных эффектов сгущения и размытия цвета. 
Я использовала этот приём в митенках: 




Делая шаг в 2  нити или исключая несколько секций, можно добиться более резких границ или создать полотно из "разноцветных" полос, имея в работе всего 2 цвета.

А можно сделать одну-две переходных секции, чтобы смягчить границы однородных цветов:

Rainbow Stripes by Rabens Saloner

Несмотря на то, что количество цветов в этой модели больше 2, на границах полос реализован именно двухцветный переход.

Идеальный пример из масс-маркета - пуловер с эффектом деграде и аранами:





Мужская версия от DSQUARED. Занятный оптический эффект - можно наблюдать, как наползающий сверху чёрный цвет "съедает" рельефный рисунок.




No Excess:



Отличный способ оживить классику!



3 цвета, чёрно-белый

Самый популярный вариант, чаще считываемый  глазом как двухцветный. Собственно, нет никаких правил и преград к воплощению чёрно-белого градиента из двух цветов - он будет подчиняться общей логике. Основные подводные камни такого варианта - умение работать с контрастными цветами, так как при ступенчатом переходе нужно высчитать секции правильной интенсивности. 


Я же связала образец перехода от белого к тёмному графиту, с примесью серого - самый часто встречающийся вариант не только в ручном, но и промышленном трикотаже.

Добавление промежуточной ступени серого цвета смягчает контраст и делает переход цвета более плавным. К тому же, по сравнению с полотном гладкокрашенными полосами, меланжевое выглядит мягче, его форма - более размытой.





Wings+Horns Ombre Handknit vest 



По тому же принципу можно строить линейные переходы и с другими цветами:




3 цвета, разные цвета

Следующей ступенью будут образцы из 3 контрастных цветов: жёлто-зелёного("фисташка"), сине-зелёного("голубая ель") и фиолетово-красного("рубин"). 

Самый простой способ сделать плавный переход на 3 цветах - трюк, возвращающий нас к принципам работы с двумя цветами. Нужно сделать "осевым" сочетание из двух разноцветных нитей и наращивать/сбавлять другие цвета по этой оси. Смотрим, как это выглядит на образцах:


И в изделии:




Теперь можно выбрать самые красивые секции и комбинировать их на все лады. Мне нравится, что при малом количестве цветов, можно создавать как плавные переходы, так и пёструю полосатость: 


Всё те же 3 цвета.

Как вы понимаете, показанные приёмы - лишь верхушка айсберга, самые простые, базовые моменты - отправная точка для креативной мысли и амбициозных планов. Надеюсь, впредь отсутствие большого количества цветов в вязальной палитре не остановит вас, ведь уже при наличии 3 цветов, можно смело замахиваться на полноценное многоцветное вязание.

Не стоит забывать и про оптические иллюзии, возникающие при изменении интенсивности цветов. Эффект деграде, кроме прочего, может стать одним из инструментов моделирования без изменения геометрии полотна.

А чтобы окончательно и бесповоротно влюбиться в эффект деграде и меланжирование пряжи, посмотрим на добротные образцы от именитых дизайнеров и достойных брендов:

Kenzo:


Katherine Watson для Marks & Spencer:



Willow & Clay:



Boohoo:


Теперь нечто подобное вы можете воплотить в ваших любимых цветах.