пятница, 28 ноября 2014 г.

Моталки - наши верные помощницы и лучшие друзья. Обзор

Сегодня я хочу воспеть моталки. Недавно "вконтакте", в группе, посвященной вязанию, промелькнул вопрос "Где купить моталку, и сколько она стоит?". Когда автор вопроса получила на него ответ, то написала, что ей жалко тратить стоимость полукилограмма Кауни на моталку, мол, гораздо проще перемотать руками. Я от души позавидовала излишкам свободного времени у дамы...
Давайте попробуем разобраться, так ли нужен этот девайс в хозяйстве - или без него вполне можно обойтись, и действительно лучше потратить деньги на пряжу)))


Сразу оговорюсь - для меня вопрос "покупать моталку, или нет" давно решен: однозначно покупать. Если вы любите арт-пряжу в пасмах (Кауни, Дундага, Вул&ярн и др.), вяжете из бобинной пряжи (руками или на машине) и вам нужно отматывать от бобины - зонт и моталка сэкономят вам столько времени и нервов, что затраченные на их приобретение средства окупятся с лихвой. Я не буду говорить про ломоту в кистях и спине, затекшие ноги и прочие прелести - у вас и у домашних, которые будут помогать вам в этом увлекательном занятии.
Я часто перематываю даже 100-граммовые мотки фабричной намотки - пряжа, смотаная на моталке, компактнее и у нее гарантированно можно вытянуть хвостик из середины клубка, а при вязании в дороге это гораздо удобнее, чем дергать пряжу по наружному контуру мотка, лежащего в женской сумочке среди... всего того, что там обычно лежит. А вот достать хвостик из центра мотка промышленной намотки можно, но не всегда, увы - особенно если речь идет об отечественной пряже.

Моталки, представленные на российском рынке, очень похожи друг на друга.
Наиболее часто встречающаяся базовая модель выглядит следующим образом:


В рабочем состоянии:



Стоимость моталки такого типа от 1000 до 2700 рублей (зависит от производителя, у меня была самая недорогая).
К ее несомненным достоинствам стоит отнести простоту в обращении и малые габариты.
Недостатков два, и оба, на мой взгляд, весьма существенны.
Первый - маленькая длина конуса для намотки и небольшое расстояние от конуса, на который наматывается пряжа, до нижней части устройства и нитевода. Нитевод это проволочка с петелькой, направляющая нить. Эта проволочка движется в процессе работы, чтобы намотка шла равномерно по конусу, а не на одно и то же место.
Когда находящийся на конусе моток начинает цеплять нитевод и трется о нижнюю горизонтальную часть моталки, вы вынуждены снимать моток с моталки и доматывать пряжу руками  - долго, неудобно, вы получаете неэстетичный моток на выходе (а секционно окрашенную арт-пряжу ни одна вязальщица рвать не станет, это ведь порушит целостность цветовых раппортов в пасме).

Если вы перематываете пряжу из 100-граммовых мотков или некрупных пасм, то итоговый моток гарантированно поместится на конусе моталки, но если вы перематываете, например, толстую Кауни  или Дундагу (8/2 или 8/3) или хотите побольше отмотать с бобины для машинного вязания - это весьма и весьма неудобно.
Второй недостаток - некоторая хлипкость конструкции в целом. Если пользоваться такой моталкой очень часто, то срок ее службы может оказаться не очень долгим (моя за пару лет слегка подразболталась).

Такой моталкой я пользовалась 2 года и при первой же возможности сменила ее на более продвинутую:


Конструкция более основательная, устройство крупнее почти вдвое и - самое важное - без проблем помещаются любые пасмы арт-пряжи, а уж тонкую бобинную можно наматывать просто огромными мотками, граммов по 300. Нитеводов два, что позволяет при необходимости осуществлять намотку в 2 нити.
Стоимость такой моталки от 2800 рублей. В интернете встречаются и аналоги с некоторыми визуальными отличиями:


Иногда они выглядят достаточно архаично, зато точно прослужат долго: почти целиком изготовлены из металла.


Следующая ступень моталочной эволюции - моталки электрические. Тем, кто вяжет на заказ на машине, без них никуда. Но это товар уже скорее экзотический, в связи с узким рынком сбыта, поэтому часто встречаются полукустарные самоделки - не столько из желания сэкономить, сколько от сложности приобретения. Стоимость начинается от 3000 рублей.
Примеры таких моталок:




Народные умельцы в случае необходимости пускают в ход дрели и миксеры:




Если вы решили обзавестись моталкой именно для перемотки пасм, вам не обойтись без так называемого зонта - приспособления, на которое одевается пасма. Оно может быть деревянным или пластиковым:




В сложенном виде зонт выглядит так:


Пластиковый зонт стоит от 1000 рублей. Если выбирать между ним и деревянным, я склоняюсь к пластику (впрочем, я пока пользовалась только пластиковым, поэтому могу быть необъективна). Очень удобно то, что синие полоски пластика, фиксирующие пасму, гибкие - они как бы обнимают ее, прочно удерживая. Конструкция зонта позволяет уменьшать или увеличивать его диаметр, двигая специальный рычажок, таким образом идеально подгоняя диаметр под размер пасмы. К зонту прилагается удобный компактный чехол для хранения:


Если вам не претит покупка старых советских приспособлений с рук, можно воспользоваться сайтами объявлений и поискать там остатки былой роскоши. Такие устройства будут тяжелыми, металлическими, менее изящными, но могут обойтись существенно дешевле - правда, иногда за ними приходится ехать так далеко, что проще заказать в интернете с доставкой))
Раритеты могут выглядеть примерно так:





Из личного опыта могу сказать, что лет пять назад такие моталки в Петербурге можно было приобрести за 300-600 рублей. К сожалению, размер итогового мотка тоже достаточно невелик, и максимального диаметра зонта недостаточно для длинных пасм - поэтому в свое время мне пришлось купить современный пластиковый зонт, ведь тогда перематывала я в основном Кауни.

P.S. В связи с отсутствием дома всех упомянутых агрегатов, при подготовке поста использовался гугл и любезно предоставленные им картинки.

UPD: У нас есть уникальная возможность полюбоваться историческим образцом электрической моталки. Она была сделана в начале 80-х годов прошлого века отцом моего близкого друга. Вес устройства порядка 10 кг, оно практически цельнометаллическое - из броневой стали. По крайней мере подошва - стальной лист миллиметров на пять. Внутри трансформатор, чутка электроники и мотор теперь уже неизвестного происхождения. До сих пор исправно трудится на ниве перематывания пряжи в бобины для машинного вязания. 





Большое спасибо Ольге и Евгению за предоставленные фото.